aridmoors: (Default)
[personal profile] aridmoors
Я в детстве была уверена, что все люди на земле живут так же, как и я. Я так думала просто потому, что не могла себе представить, как еще можно. Единственный известный вариант оказывался единственным вообще. Потом, конечно, понимание того, что "где-то что-то по-другому" пришло, но поверхностное. О том, что оно именно поверхностное, я узнала, когда познакомилась поближе с азиатскими школами.
Люди на всем свете - просто по привычке - представляют все школы одинаковыми. И когда слышат "японские дети пошли в школу", представляют японских детей - в своей, российской, школе. С какими-то маленькими, незначительными отличиями. А там - своя вселенная.


В этой вселенной свои законы. Свои ритуалы. Свои понятия. Свое течение времени, своя организация пространства.
В японских школах есть дежурства. Есть кюсёку. Есть кёто-сенсей и коочё-сенсей. Есть букацудоо. Есть школьная форма - образца 1936 года, с тех лет ни разу не менялась. Есть аквариумы, в которых выращивают жуков и грибы. Есть школьные поездки. Стрельба из лука. Бассейн на открытом воздухе. Jikoshoukai.
В воскресенье утром, часов в 7-8, в метро или местной электричке можно встретить группу школьников в форме и с большими сумками. Они едут в школу. У них - букацудоо. В японских школах принято вступать в клубы. Клуб по изготовлению глиняных тарелок. Клуб оригами. Спортивный клуб. Клуб фотографии. Игры на флейте. В эти клубы принято вступать и посещать их. После школьных уроков, или вот в воскресенье. Это называется букацудоо. Ты живешь в школе.

Или вот предмет "сейкацу". Кто японский учил, тот думает, что seikatsu - это такое слово, переводится как "жизнь". А для японца это слово совсем другое значит. Оно целый пласт воспоминаний поднимает. Утро. Огромный класс, учительский стол, учительница на стуле. У доски стоит шеренга потупившихся одноклассников, учительница задает вопрос. "Что ты делал сегодня утром после того как проснулся?". Мальчик в шеренге не отвечает. Учитель повышает голос. "Что ты делал сегодня утром после пробуждения?!" - мальчик теперь уже точно не ответит, но учитель продолжает спрашивать, повышая голос. Она не наказывает. Это стандартный вопрос для предмета "сейкацу". Мы проходим "жизнь". Мы все будем рассказывать, как встали утром, что делали, на виду у всего класса. А потом класс будет задавать вопросы. Что у тебя было положено на тарелке. Это - норма. Это и есть - учеба, школа. Школа дает нам знания. Где-то там существуют мануалы для учителей, составленные серьезными дядями, в которых написано "поставьте учеников у доски и задавайте им эти вопросы". И они делают так, как написано в мануалах. Если бы вас ставили в детстве к доске и задавали такие вопросы, вы бы тоже всегда делали то, что написано в мануалах.

В младших классах учат "речь". Не на уроке родного языка, не при написании сочинений. Отдельно. Разговор на дэс-мас, вежливые окончания. Задаем друг другу вопросы. Содержание вопросов никого не интересует. Интересуют только вежливые окончания. Десять лет в школе - и ты прочно и с гарантией отучишься обращать внимание на содержание.

В школе бывают хоосоо. Хоосоо - это когда тетя громко говорит из трансляторов, развешанных по всей школе. Иногда она говорит новости. Она говорит то, что ей нравится. И всегда поучает. Потом, наверное эти тети идут работать в метро, чтобы там такими же бесцветными поставленными голосами объявлять остановки и сообщать о некультурности сотовых телефонов. Хоосоо слушают все. "Сегодня на территории Ята-школы был найден пакет с мусором. Разбор этого мусора показал, что его выкинул ученик Ята-школы. Мы все помним, что нехорошо выкидывать мусор где попало. Мы все сортируем мусор. Мусор, который горит - к горящему, пластик - к пластику. А вы сортируете свой мусор?". Дети в классе хором отвечают громкоговорителю "дааа!". Они не видят тетю, но послушно отвечают. Учительница, сидящая в классе вместе с ними, добавляет от себя - "Нехорошо не сортировать мусор. Для сортировки мусора есть специальные правила. У нас в жизни много специальных правил. Нам надо соблюдать эти правила, чтобы прожить правильную, интересную жизнь." Учительница говорит с глубоким убеждением.

У учеников младших классов есть желтые шапочки. Они носят эти шапочки на улицах - чтобы ребенка было заметно издалека, если он переходит улицу. Все дети носят эти желтые шапочки. Потом, когда они перестают быть школьниками младших классов, они перестают носить эти шапочки.

Линейка по прошествии летних каникул. Все слушают директора, рассказывающего новости. Директор говорит гордо: "за летние каникулы ни один ученик Ята-школы не участвовал в автомобильной аварии!". Автомобильные аварии - это очень важно.

После уроков все должны оставаться и мыть школу. учителей слишком мало, поэтому за тобой не будут наблюдать, но оставаться должны все. Мальчики увлеченно болтают о чем-то, девочки в углу в десятый раз возят тряпкой по одному и тому же месту. Все знают, что это никому не нужно. Но это порядок. Когда ты вырастешь, тебе нужно будет оставаться после работы. Все будут оставаться после работы.


相手が触れたことのない手触りを相手にそのまま伝えることができないように、見たことのないものとその世界を分かち合うのが難しいさ。
Человек не может разделить с тобой ощущение от прикосновения к чему-то, чего он никогда не касался. Также трудно разделить с ним и понимание вещей и мира, которых он никогда не видел.

Date: 2008-09-12 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
Как сказала однаи очень хорошая девушка мне в ЖЖ "а ты мне начинаешь нравиться"

А в детских садах цвет панамки в зависимости от года и группы. Когда приехал один умненький студент на практику он так и сказал - "это как в Кин-дза-дза" - общество без цветовой дифференциации панамок не имеет будущего :)

На тему Японии замечтальный мультик про Масяню (про то, как они были муравьями)
(deleted comment)

Date: 2008-09-12 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
В детских книжках тоже все просто.
(deleted comment)
(deleted comment)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Аааааа!!!! Ща я как всею!!!!
Ооооо....
Да.
В каком краю произрастает та благодать что вы курили...

Это что-то жуткое.
(deleted comment)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Да ну, а по-моему все предельно просто. По сравнению с Японией.
Я недавно наткнулась на жж какой-то тети из цирковой среды. Меня страшно вставило. Это как если бы жж, написанный вором. Искренне, я имею в виду, ну пусть бы он был уверен в том, что его никто не видит. Там просто так все... как в унесенной призраками. Ты попадаешь к потусторонним чудовищам, и после первого впечатления вдруг понимаешь, что у них тоже есть жизнь. Другая, со своими законами, но... абсолютно такая же. Ужасно. У воров ведь есть свой кодекс. Они-то считают себя честными и хорошими. И вот ты как бы читаешь это... как человек искренне поступки свои судит как честные... жизнь наизнанку. Не знаю. Как-то это все очень космически жутко. Как когда птицу взяли и в ладони раздавили.
From: [identity profile] chursin.livejournal.com
поделись дневником цирковой тети, а?

Date: 2008-09-12 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] max-first.livejournal.com
Ты клево пишешь!

А вообще, странные порядки, конечно.
(deleted comment)

Date: 2008-09-12 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Ну тут есть и хорошие стороны. Бензин дешевый.

Не знаю, везде хреново. Я циник. Я давно забила на что-то позитивное в этой жизни. Все плохо, мы все умрем.

Блин, я фильм японский в очередной раз посмотрела. Говно японский кинематограф, как всегда. nobody knows называется. Ты не смотрел?
(deleted comment)

Date: 2008-09-12 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Каюсь, обзоры фильмов не читаю ни у кого и никогда:)

Date: 2008-09-13 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
Мне фильм очень не понравился, потому что очень правдивый. Но потом неделю смурной ходил.

Кстати, подружка-японка на половине фильма уснула.. Фигня, говорит

Date: 2008-09-13 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Мне фильм не понравился, во-первых, потому что снять можно (нужно) было лучше. Работа оператора как всегда чудовищна. Во-вторых, потому что меня давно уже бесит отсутствие всякого смысла в японской жизни, и в японских фильмах. Конца у фильма нет. Идеи у фильма нет. Мыслей в нем нет. Тема матери не раскрыта. Все, на что там смотреть - это ждать, чем таки кончилось, и то только потому, что в начале приписка "основано на реальных событиях". А в-третьих, мне не нравится атмосфера японских фильмов. Создатели их почему-то полагают, что фильмы - это сугубо энтертеймент, и чем мрачнее, страшнее и тупее фильм (и действия персонажей - ну потому что нельзя назвать действия детей в этом фильме умными, я их не критикую (их мать так воспитала), а просто - ну тупые действия, куда деваться), тем этот фильм значит лучше. Звонок - тоже яркий пример. Еще один - death note. А также "произведения" Такеши Китано.

Date: 2008-09-13 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
вот японка мне первые две твои срочки и повторила фактически.

Я как-то с ней попытался пофилософствовать на тему death note, но она сказала что в Японии фильму чтобы быть популярным нужно много пиф-паф и очень простой и понятный хеппи-энд. Саспенс (не ужасы, а именно саспенс типа Village или Hide and seek) популярны здесь никогда не будут

Date: 2008-09-13 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
А ты не смотрел death note аниме? Я сначала вообще мангу читала, потом аниме смотрела, потом фильм. Фильм самый дурацкий.

Date: 2008-09-13 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
пардон, тут у меня явная недорабока - я тока кину смотрел.

Date: 2008-09-13 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Ты аниме вообще-то как, смотришь?:)

В death note в аниме персонажи ГОРАЗДО интереснее получились, и морали этой дурацкой нет (ну там "тупой злобный Кира, доблестная полиция"). Так что рекомендую. Разве только длинно очень, ну и концовка как обычно завалена.

Date: 2008-09-13 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
ща блин заклеймят меня.

Не, не смотрю аниме и мангу стопками не читаю. Ущеный я - биолух.

Date: 2008-09-13 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Кто заклеймит, никого нету...

А я можно сказать в Японию из-за аниме приехала. Смеяться будешь, сейлор-мун. Оно правда по нтн с русской озвучкой шло, да и языка я не знала, поэтому пафосность в полной мере заценить не могла, но прониклась. И приехала. А тут этих... воинов матросках по улицам не ходит, и даже наоборот, отаками обзываются... так что я разочаровалась. И смотрю теперь исключительно эбичу.

Date: 2008-09-13 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
Я про эти дела очень аккуранто выражаюсь - многие мной оооооооооочень уважаемые люди большие специалисты по этому анимешно-манговому фронту. Так что я считаю, что я просто пока не дорос.

Date: 2008-09-13 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Познакомь!
*представляет микробиологов с седою бородой, низким, хриплым и мудрым голосом рассуждающих о возмездии во имя луны

Date: 2008-09-13 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
Шутница...а о чем думаешь у нас вся лаба рассуждает на каждой пьянке? Про Dragon Ball и всякие аниме

Date: 2008-09-13 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Они японцы?
Dragon Ball это как-то это. Как-то не совсем то. Лучше чего-нибудь такое взрослое. Вроде mushishi.

Японцы, которые мне попадались, плохо знали аниме. Даже отаку. Редко кто знает, что такое cowboy bebop. Или mugen no ryvius. А это лучшее. Ужасно хочу встретить ценителей.

Date: 2008-09-13 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
Скажу честно. Наши российские знатоки аниме гораздо круче японских. Я конечно тот еще ценитель, но даже японцы признают :)

Date: 2008-09-13 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] olezhek.livejournal.com
А как насчет "Ima ai-ni ukimasu"?

Date: 2008-09-21 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Посмотрела, не понравилось. Весь фильм не покидает чувство "у верблюда два горба, потому что жизнь - борьба". И еще такая приписочка в конце "но это не мешает ему быть счастливым". Это все очень, очень, очень далеко вот от персонажа по имени "Морита" в honey and clover, например, или от Максима Каммерера. То есть я как бы понимаю - романтика, и момент там когда они прощаются тоже очень трогательный. Но в моем понимании искусство должно сеять разумное, доброе, вечное, а в этом фильме нет персонажей, на которых хочется быть похожими. То есть нет, даже так: мне пытаются внушить, что похожими-то надо быть вот на таких вот персонажей. А я считаю, они ужасны.
Вообще, блин, есть хоть один японский фильм, где никто не умирает и не присутствует Судьбы с большой буквы?

Date: 2008-09-12 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] arashi-opera.livejournal.com
Чёрт, я с моей тягой к бунтарству и индивидуальности, наверное, устроила бы в Японии революцию. :)

Date: 2008-09-12 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] zhezhera.livejournal.com
Все знают, что это никому не нужно. Но это порядок. Когда ты вырастешь, тебе нужно будет оставаться после работы. Все будут оставаться после работы.

А что будет с тем, кто не сможет впитать в себя этот порядок? Станет изгоем?

Date: 2008-09-12 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
и будет снимать аниме:)

Date: 2008-09-12 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
порядок - как пресс. он выдавливает. либо из тебя - человека, либо тебя из этого общества

Date: 2008-09-12 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] chursin.livejournal.com
Вообще в советских школах тоже всякое бывало. И внеклассные занятия (необязательные, правда) и после уроков оставляли и публичная порка на классных собраниях и еще много всякого бреда. Но иногда (редко, конечно) попадались учителя, которые дейстительно учили, а не отрабатывали положеные часы. Люди, влюбленные в свое дело, как ни пафосно это звучит. Наверное, мне повезло и я встретил в разных школах несколько таких учителей. Чем страше станивишься, тем больше понимаешь, насколько обязан повстречавшимся учителям. В широком смысле этого слова. Черт, даж с большой буквы хочется писать - "Учитель" )

Date: 2008-09-12 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Да, есть что-то такое "советское" в японских порядках. Есть только жуткое отличие, мне кровь холодит не то слово - у них в школах совсем, начисто нет науки. Там ею и не пахнет. Весь смысл учебы - пройти тест, чтоб потом стать богатым...

Date: 2008-09-13 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] chursin.livejournal.com
да. нас, помню, хоть как-то учили думать. Именно думать, а не просто применять стандартные алгоритмы решения. В Германии, насколько мне известно, все строится на тестах. Да и в России тоже, кажется, уже движутся в этом направлении. Будешь смеятся, но здесь даже в университете, на экзамене по математическому анализу есть такие тесты с мултиплчойс. Плюс жесткий прессинг по времени. Так что на экзамене думать просто некогда
(deleted comment)

Re: s mnogim ne soglasna...

Date: 2008-09-13 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Нет, извините, я не соглашусь, что наука есть. Она есть ровно на таком же уровне, как в США, Канаде и так далее, то есть - на еле среднем. Если кому-то из ваших детей там не легко учиться, это не значит, что программа тяжелая.

Да, убираются не только дети. Тем хуже. Я о том и говорю.

Да, бывает, что школьной формы нет, но в большинстве школ она есть. Есть еще и специализированные школы, там вообще программа другая, но это исключения, а не большинство.

Про аргумент "спокойна что не шляются по улице и не сидят в инете" я вообще не поняла. С такой логикой лучше всего посадить ребенка в тюрьму с камерой наблюдения, чтоб точно знать, где он и чем занимается.

"Учат жить коллективом, не нарушая личного пространства" - я с вами не согласна. Личное пространство очень даже нарушается, буквально на каждом шагу. Отпуск на работе взять и слинять в неизвестном направлении - и то проблема, надо обо всем отчитываться. Личную информацию на каждом шагу требуют. Квартиру снимаешь - отчитайся, кто там будет жить. Я еще сотню таких примеров привести могу.

Я не врубилась, что вы хотели сказать. Что японские школы "не такие страшные"? Я не говорила, что они страшные. И к чему было это вот "мои дети на трех языках говорят".

Date: 2008-09-29 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-tellas.livejournal.com
Надо туда анимешников посылать, чтоб они поняли, по чему на самом деле они прутся.

Date: 2008-09-30 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Как ни странно, аниме и это не имеют ничего общего:) Аниме - это оппозиция реальности. Ну, не все аниме, конечно, а лучшее. Не знаю, правда, что смотрят анимешники.
Вы не любите аниме?

Date: 2008-09-30 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-tellas.livejournal.com
Я его считаю видом инопланетного искусства: можно им любоваться, но в нём трудно жить. Японское кино (и мультипликация) как индийское: одно произведение от другого может отличить только ценитель. Первые японские мультфильмы. которые я видела, вызывали у меня восторг, дескать, сюр-то какой! А когда поняла, что это не сюр, а образ жизни, стало уже неинтересно.

Date: 2008-09-30 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
А можно поинтересоваться, что вы смотрели?

Date: 2008-09-30 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] marta-tellas.livejournal.com
Ну, первый мультик вообще был "Босоногий Ген", но я не уверена, что он японский. Потом "Унесённые призраками", "Принцесса...(не помню как зовут)", Сейлормун, естессно, Хеллсинг, Охотник на вампиров (тоже как зовут не помню), Аи-но-кусаби (возможно, это не так пишется), Странствующий замок, Корабль-призрак, какая-то-фантазия (точно не помню), абсолютно ужасный мультик "Волшебник Земноморья", остальных названия не помню.

Date: 2008-10-01 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Ой, я половину не знаю. Аи но кусаби не знаю.
Гм. "Это не аниме".
То есть нет, конечно, частично это классика, там, унесенные призраками например.

Аниме слишком много, распространено из него совсем не самое лучшее, а вовсе даже и дешевый ширпотреб, из чего у большинства населения складывается впечатление, что аниме - это какая-то фигня. Смотреть в аниме вполне есть что, я бы даже сказала, что на любой вкус найдется, но для этого надо знать вкус и знать где искать. Где-то так.

Date: 2010-03-22 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] tier-eyes.livejournal.com
а где искать, если не секрет? ну просто интересно, всё хочется узнать...
Аи но кусаби смотрела - он скорее идёт по разделу порно, т.к. яой
чувствую, что смотрела практически один мусор: death note, цельнометаллический алхимик, тёмный дворецкий, наруто, гравитацию ну и так далее... сейлор мун и унесенные призраками не беру, ибо кажется, смотрели все
мне всякие сватали - типо эльфийской песни или кровь+, но как-то "не дошли ещё руки", да и вот думаю надо ли?

Date: 2010-03-22 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Гдк искать? На торрентах.
Знаете, в чем проблема с по-настоящему хорошим аниме? К нему нет русского перевода (и это, ящитаю, очень хорошо, вообще-то). Только английские субтитры. Я все аниме смотрела с английскими субтитрами - и вот результат: и английский выучила, и японский:)

Хорошее аниме:
cowboy bebop
honey and clover
mushishi
kino no tabi
infinite ryvius
ichigo mashimaro

и т.д.
Вообще, "хорошее аниме" - это значит для взрослых. Там всякие философские жызненные проблемы поднимаются, и подросткам его неинтересно смотреть - не доросли. Но оно самое клевое. И сейю в нем самые крутые.

Date: 2010-03-23 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] tier-eyes.livejournal.com
Ого, второе название я уже где-то слышала:)))
Спасибо, как только что-нибудь посмотрю, поделюсь соображениями, если можно:)))
Я, кстати, тоже стараюсь смотреть фильмы/мультики/и прочее на английском языке или на оригинальном с сабами английскими. Интересно так язык меняется и его восприятие. Зато теперь не пугаюсь и всё понимаю в общении с иностранными коллегами. Вот только поднатореть в разговорном бы, а то я "туплю" периодически. Ой, это кажется оффтоп:)))

Profile

aridmoors: (Default)
aridmoors

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 10:31 am
Powered by Dreamwidth Studios