хирург и анестезиолог хоронят змею
Sep. 1st, 2025 10:36 amЧо-то на школьное потянуло. Я пыталась объяснить в комментах к посту про литературный анализ текста рассказать, что мне в детстве в школе преподавали в том числе и стихотворные размеры, типа там "ямб-хорей-дактиль-амфибрахий-анапест", а потом я пошла в чатГоПоТы чтобы посмотреть эти размеры на примерах русской поэзии, и он ДОООООООЛГО думал эти примеры - жаль камерой не засняла весь процесс, т.к. он там указывал ЧТО ИМЕННО он думал, прям писал там внатуре чо он щас думает, но короче вышло что
короче, он выдал мне СТРАШНУЮ таблицу вот такого вида:
отлично 👍 давай я покажу каждое четверостишие с ударениями (´) и безударными (˘), чтобы видно было ритм.
ЯМБ (ударение на 2-й слог: ˘ ´)
А. С. Пушкин — «Я помню чудное мгновенье…»
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
я по́мню чу́дное мгнове́нье:
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
пере́до мной яви́лась ты́,
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
как мимолётное виденье,
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
как ге́ний чи́стой красоты́.
ХОРЕЙ (ударение на 1-й слог: ´ ˘)
М. Ю. Лермонтов — «Выхожу один я на дорогу…»
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
выходу́ один я на доро́гу;
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
сквозь туман кремни́стый путь блести́т;
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
ночь тиха́. пусты́ня внемлет Бо́гу,
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
и звезда́ с звездо́ю говорит.
(Дактиль, амфибрахий и анапест сокращены с целью сокращения текста этого поста)
Хочешь, я могу сделать для тебя сравнительную таблицу с этими схемами (ямб = ˘´, хорей = ´˘ и т. д.), чтобы было совсем наглядно?
******************************
Я на это ответила:
- Нет, я ничего не поняла в таблицах ударений.
Он на это ответил (немного между там есть диалога тоже, не суть, смысл):
🥁 ЯМБ
Представь шаги: «та-ТА, та-ТА, та-ТА…»
То есть сначала лёгкий шаг, потом сильный.
Пример (Пушкин):
Я помню чудное мгновенье…
🥁 ХОРЕЙ
Наоборот: «ТА-та, ТА-та, ТА-та…»
Сильный шаг идёт первым, потом лёгкий.
Пример (Лермонтов):
Выхожу один я на дорогу…
🥁 ДАКТИЛЬ
Как барабанная дробь: «ТА-та-та, ТА-та-та…»
Один сильный удар и два слабых.
Пример (Лермонтов):
Тучки небесные, вечные странники!
🥁 АМФИБРАХИЙ
Ритм качели: «та-ТА-та, та-ТА-та…»
Слабый–сильный–слабый.
Пример (Пушкин):
Как ныне сбирается вещий Олег…
🥁 АНАПЕСТ
Будто лошадь бежит: «та-та-ТА, та-та-ТА…»
Два слабых, потом сильный.
Пример (Некрасов):
Что ты жадно глядишь на дорогу…
Хочешь, я попробую прямо прочитать вслух «в ритм» (текстом, конечно) каждое четверостишие, как будто это музыка или марш?
***********************
Я пишу:
- Нет, подожди. Я всё поняла в каждом примере, кроме Лермонтовского "выхожу один я на дорогу". Там не может быть "«ТА-та, ТА-та, ТА-та…», потому что слово "выхожу" имеет ударение на третий слог, то есть "та-та-ТА" должно быть... ты точно ничего не напутал??? Там точно тот размер или ты ошибся?
Он пишет:
- Очень хороший вопрос — и ты права обратить на это внимание. Коротко: я не ошибся формально, но твоё наблюдение о слове «выхожу» — верное, и оно объясняет, почему строка звучит не совсем «рово-хореически».
Поясню по шагам.
1. В учебной традиции это стихотворение обычно разбирают как пятистопный хорей. То есть в модели ударения должны стоять в позициях 1, 3, 5, 7, 9 (от счёта слогов). Это прямо указано в справочных материалах и учебниках.
2. Но у Лермонтова здесь есть метрические «замены» и цезура — автор сознательно вводит анапестические ходы и пиррихии, поэтому на слух некоторые фрагменты (особенно начало строки) могут звучать как ˘ ˘ ´ (анапест) или как «две слабые, потом сильная». Это отмечают комментаторы (цезура после третьего слога, анапестические ходы).
3. Конкретно по твоему замечанию: слово «выхожу» действительно имеет ударение на последнем слоге (выхожу́). Если расписать слоги и ударения для первой строки, получится так (счёт слогов слева направо):

Ударения падают на слоги 3, 5 и 9. Видно, что они совпадают с нечётными позициями (3,5,9) — то есть с местами, где в хорее ожидают удар. При этом в позициях 1 и 7 ударов нет (первые и четвертые стопы «ослаблены» → пиррихии). Поэтому формально схема остаётся ближе к хорею, несмотря на то что начало на слух даёт эффект ˘˘´. (Источник с текстом и отметками ударений — пример из поэтических изданий/ресурсов).
4. Вывод: ты абсолютно справедливо заметила «анапестический» звук в начале строки — это реальное слышимое явление. Но на уровне метрической классификации стих традиционно считается пятистопным хореем именно потому, что ключевые ударные в строке располагаются в позициях, типичных для хорея; просто Лермонтов использует метрические отклонения (пиррихии/анапесты), чтобы добиться нужной интонации.
Если хочешь, могу:
показать такую же разборку стоп/слогов для второй строки и сравнить, где ещё встречаются «ослабленные» стопы;
или «прочитать» первые строки, ставя логические акценты, чтобы слышно было, как из хорея вырастает анапестическое «подспорье».
Что делаем дальше?
***********************
Я:
- 0_о..........................
Я нахожусь где-то вот в таком состоянии:
Хирург и анестезиолог хоронят змею................
*******************
Я понятия не имела, какие там СТРАШНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ под всем этим.
Всем гуманитариям - привет!!!🥁👍🥁🥁🥁
короче, он выдал мне СТРАШНУЮ таблицу вот такого вида:
отлично 👍 давай я покажу каждое четверостишие с ударениями (´) и безударными (˘), чтобы видно было ритм.
ЯМБ (ударение на 2-й слог: ˘ ´)
А. С. Пушкин — «Я помню чудное мгновенье…»
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
я по́мню чу́дное мгнове́нье:
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
пере́до мной яви́лась ты́,
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
как мимолётное виденье,
˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´ | ˘ ´
как ге́ний чи́стой красоты́.
ХОРЕЙ (ударение на 1-й слог: ´ ˘)
М. Ю. Лермонтов — «Выхожу один я на дорогу…»
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
выходу́ один я на доро́гу;
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
сквозь туман кремни́стый путь блести́т;
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
ночь тиха́. пусты́ня внемлет Бо́гу,
´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘ | ´ ˘
и звезда́ с звездо́ю говорит.
(Дактиль, амфибрахий и анапест сокращены с целью сокращения текста этого поста)
Хочешь, я могу сделать для тебя сравнительную таблицу с этими схемами (ямб = ˘´, хорей = ´˘ и т. д.), чтобы было совсем наглядно?
******************************
Я на это ответила:
- Нет, я ничего не поняла в таблицах ударений.
Он на это ответил (немного между там есть диалога тоже, не суть, смысл):
🥁 ЯМБ
Представь шаги: «та-ТА, та-ТА, та-ТА…»
То есть сначала лёгкий шаг, потом сильный.
Пример (Пушкин):
Я помню чудное мгновенье…
🥁 ХОРЕЙ
Наоборот: «ТА-та, ТА-та, ТА-та…»
Сильный шаг идёт первым, потом лёгкий.
Пример (Лермонтов):
Выхожу один я на дорогу…
🥁 ДАКТИЛЬ
Как барабанная дробь: «ТА-та-та, ТА-та-та…»
Один сильный удар и два слабых.
Пример (Лермонтов):
Тучки небесные, вечные странники!
🥁 АМФИБРАХИЙ
Ритм качели: «та-ТА-та, та-ТА-та…»
Слабый–сильный–слабый.
Пример (Пушкин):
Как ныне сбирается вещий Олег…
🥁 АНАПЕСТ
Будто лошадь бежит: «та-та-ТА, та-та-ТА…»
Два слабых, потом сильный.
Пример (Некрасов):
Что ты жадно глядишь на дорогу…
Хочешь, я попробую прямо прочитать вслух «в ритм» (текстом, конечно) каждое четверостишие, как будто это музыка или марш?
***********************
Я пишу:
- Нет, подожди. Я всё поняла в каждом примере, кроме Лермонтовского "выхожу один я на дорогу". Там не может быть "«ТА-та, ТА-та, ТА-та…», потому что слово "выхожу" имеет ударение на третий слог, то есть "та-та-ТА" должно быть... ты точно ничего не напутал??? Там точно тот размер или ты ошибся?
Он пишет:
- Очень хороший вопрос — и ты права обратить на это внимание. Коротко: я не ошибся формально, но твоё наблюдение о слове «выхожу» — верное, и оно объясняет, почему строка звучит не совсем «рово-хореически».
Поясню по шагам.
1. В учебной традиции это стихотворение обычно разбирают как пятистопный хорей. То есть в модели ударения должны стоять в позициях 1, 3, 5, 7, 9 (от счёта слогов). Это прямо указано в справочных материалах и учебниках.
2. Но у Лермонтова здесь есть метрические «замены» и цезура — автор сознательно вводит анапестические ходы и пиррихии, поэтому на слух некоторые фрагменты (особенно начало строки) могут звучать как ˘ ˘ ´ (анапест) или как «две слабые, потом сильная». Это отмечают комментаторы (цезура после третьего слога, анапестические ходы).
3. Конкретно по твоему замечанию: слово «выхожу» действительно имеет ударение на последнем слоге (выхожу́). Если расписать слоги и ударения для первой строки, получится так (счёт слогов слева направо):

Ударения падают на слоги 3, 5 и 9. Видно, что они совпадают с нечётными позициями (3,5,9) — то есть с местами, где в хорее ожидают удар. При этом в позициях 1 и 7 ударов нет (первые и четвертые стопы «ослаблены» → пиррихии). Поэтому формально схема остаётся ближе к хорею, несмотря на то что начало на слух даёт эффект ˘˘´. (Источник с текстом и отметками ударений — пример из поэтических изданий/ресурсов).
4. Вывод: ты абсолютно справедливо заметила «анапестический» звук в начале строки — это реальное слышимое явление. Но на уровне метрической классификации стих традиционно считается пятистопным хореем именно потому, что ключевые ударные в строке располагаются в позициях, типичных для хорея; просто Лермонтов использует метрические отклонения (пиррихии/анапесты), чтобы добиться нужной интонации.
Если хочешь, могу:
показать такую же разборку стоп/слогов для второй строки и сравнить, где ещё встречаются «ослабленные» стопы;
или «прочитать» первые строки, ставя логические акценты, чтобы слышно было, как из хорея вырастает анапестическое «подспорье».
Что делаем дальше?
***********************
Я:
- 0_о..........................
Я нахожусь где-то вот в таком состоянии:
Хирург и анестезиолог хоронят змею................
*******************
Я понятия не имела, какие там СТРАШНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ под всем этим.
Всем гуманитариям - привет!!!🥁👍🥁🥁🥁
no subject
Date: 2025-09-01 01:37 am (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2025-09-01 02:25 am (UTC)no subject
Date: 2025-09-01 03:29 am (UTC)Но когда объясняешь, то ржачно же.
no subject
Date: 2025-09-01 04:42 am (UTC)Пушкин с его классическим лицейским образованием, конечно, знал все основные законы стихосложения и ими пользовался. Достаточно посмотреть его ироничное вступление к «Домику в Коломне»:
«Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякой. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву».
И над Онегиным он прикалывается, что тот такой неуч:
«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить».
no subject
Date: 2025-09-01 05:07 am (UTC)Нет, серьезно, спасибо за такой продуманный и классный коммент! Вот прям душа не нарадуется.
no subject
Date: 2025-09-01 05:11 am (UTC)Спасибо! Со времён Пушкина как раз нормы стихосложения пошатнулись, и сейчас больше людей пишет так, как им нравится, без оглядок на ямбы и хореи.
no subject
Date: 2025-09-01 06:42 am (UTC)no subject
Date: 2025-09-01 07:29 am (UTC)no subject
Date: 2025-09-01 08:51 am (UTC)"Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн"
p.s. наверное, в том посте не лермонтов двенадцать, надо поправить?
no subject
Date: 2025-09-01 07:42 pm (UTC)Спасибо вам, Игорь, за диалог, где каждая строчка — как лист, сорванный ветром: кружится, ищет землю, но всё ещё в полёте. 🌿
Перевод Рильке — это алхимия, где даже малейшая неточность превращает золото в свинец. Ваша требовательность — не педантизм, а верность духу поэта, который писал: *«Красота — это начало ужаса, который мы ещё пока выносим»*.
Если решитесь снова бросить вызов этим строкам — буду рядом, с метрической линейкой и словарём архаизмов. А пока — пусть осенний ветер Рильке шуршит в подлиннике, напоминая, что совершенство иногда прячется в самом поиске.
До новых встреч среди строф! 📜
no subject
Date: 2025-09-03 06:34 am (UTC)no subject
Date: 2025-09-03 07:24 am (UTC)