силии

Oct. 19th, 2021 02:57 pm
aridmoors: (Default)
[personal profile] aridmoors
Под катом еще про силии и красивые их картинки. И с вирусом тоже есть.



Вообще если бы я как-нибудь себя называла, то наверное назвала бы специалистом по силиям. Более 50% научных статей, прочитанных мной, так или иначе имеют отношение к силиям, и моя магистерская работа была по ним.

Чтобы сделать пост более интересным дам ссылку на жж-недоразумение, которое произошло, когда пользователь vida-louca дал ссылку на мой пост про силии и КОВИД.
https://vida-louca.livejournal.com/51651.html

В комментах там развился довольно интересный срач, т.к. некто (не знаю кто, оно отказалось дать о себе информацию) начала (наверное это "она") утверждать довольно интересные вещи. Например, что силий нет в подавляющем большинстве клеток. Возможно это чисто лингвистическое недоразумение, т.к. я мыслю о науке на английском языке, и мне принципиально не нравятся исторически сложившиеся русские термины, т.к. они не отражают биологическую реальность - а именно, что силии, без разницы длинные или короткие, множественные или единичные, - это одни и те же структуры, состоящие из одних и тех же протеинов и работающие по одним и тем же законам.

В английском языке, как можно видеть хотя бы из википедии, любые силии относятся... к силиям. Ну это силии.
https://en.wikipedia.org/wiki/Cilium
(на картинке там электронно-микрпоскопископная фотография силий в респираторном эпителии)

Кроме таких множественных силий есть еще и единичные (по одной штуке на клетку), и выглядят они вот так, в случае например почек:
Screen-Shot-2021-10-19-at-14-29-58

Screen-Shot-2021-10-19-at-14-29-18

Вот эти длинные волоски - это силии в почках.

Чудо по ссылке к срачу отказывается принять установленный факт, что силии присутствуют в практически всех клетках человеческого организма и даже пытается это высмеивать. Например тут:
https://esowriter.livejournal.com/2300716.html

Что легко опровергается единственным поиском в гугле, в котором можно сразу же наткнуться на сайт, например, Альянса Силиопатий (силиопатия - это болезнь, вызванная дефектом в силиях), где аж на первой странице простым английским языком написано: "Силии - это тонкие, волосо-подобные структуры, органеллы, присутствующие на практически любой клетке организма млекопитающих".
Screen-Shot-2021-10-19-at-14-29-43

На фотке там, кстати, эклектронная микроскопия скорее всего респираторного тракта.

Вопрос, который многим не давал покоя: есть ли силии в легких?
Не только есть, но даже и красивые:
Screen-Shot-2021-10-19-at-14-40-20
(силии в легких, где ткань состоит из разных клеток, в том числе клеток с многочисленными силиями)

Screen-Shot-2021-10-19-at-14-40-04
(силии в легких)

Screen-Shot-2021-10-19-at-14-39-45
(силии в трахее)

Кстати, мне очень понравился один из комментариев к моему посту, что вирус КОВИДа можно сравнить с человеком на крыше 10-этажного здания, который пытался бы удержать это и соседнее здание руками, и его бы разорвало. Но в реальности частиц вируса, скорее всего, сотни или тысячи. Вот электронная микроскопия вирусных частиц (не реального вируса, а частиц) на бронхоэпителии. Красным подкрашены частицы вируса, желтым - мукус (водянистая слизь, выделяющаяся клетками в легких - кстати кто там спрашивал про водяное натяжение и т.п., то мукус выглядит вот так, это не совсем вода, или даже наверное с точки зрения физики совсем не вода):
Screen-Shot-2021-10-19-at-14-46-40

Источник этой картинки:
https://news.unchealthcare.org/2020/12/a-close-up-of-covid-19-in-lung-cells/

Конечно, когда делаются подобные фотографии, надо помнить, что они делаются в определенных условиях, часто очень искусственных (приготовление образца для электронной микроскопии - это целое дело), а как клетки ведут себя в реальности - это может отличаться. Но хотя бы примерно представление о том, как это выглядит, есть вот с этих картинок.

Кстати, докучи, силии в мозгу. Тут они как раз - иллюстрация к тому, почему я настаиваю называть их силиями, а не "мерцательным эпителием" или чем там еще. Потому что вот в таких случаях границу провести реально сложно. Это уже не "красивые ритмичные кусты", как в легких, но еще и не одиночные длинные ниточки, как в почках:
Screen-Shot-2021-10-19-at-14-54-52

Date: 2021-10-19 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Лытдыбр (https://www.livejournal.com/category/lytdybr?utm_source=frank_comment), Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-10-19 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] gateya.livejournal.com
Не могу оценить красоту спора, не специалист.
Но скажи, любопытства ради, что тебя сподвигло считать оппонента женщиной? По каким маркерам ты это определяешь?

Date: 2021-10-19 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Если честно, по тексту у меня позыв считать мужчиной, но мне показалось, что где-то краем глаза я там заметила коммент где она пишет глагол в женском роде (не комменты между мной и ей), типа "я сделалА", че-то такое было. Из-за этого.

Date: 2021-10-19 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] gateya.livejournal.com
Ну вот я тоже только один раз увидела, что типа "сделалА" написано.
Мне не очень понятен подход: оппонент говорит, мол, такого не может быть, потому что ЭТО НЕ НУЖНО. А что, вот прям каждый компонент нашего тела существует только потому, что НУЖЕН? А не потому, что в процессе эвлолюции так получилось, вреда не приносило - и потому осталось в последующих поколениях?

Date: 2021-10-19 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Нет, конечно. Сегодняшняя эволюционная точка зрения утверждает, что какая-то побочная функция (ну типа как побочный эффект чего-либо) может в принципе существовать. Существуют, например, так называемые "промискуитетные протеины", которые привязываются к много чему, и из-за этого может существовать синергия... может я неправильно выражаюсь, но короче допустим у нас протеин Х выполняет такую-то функцию в клетках игрек, а в других он может приводить к неождиданным и абсолютно бесполезным эффектам. К сожалению, прям сходу не вспомню название феномена, если очень надо, могу нарыть. Но вот да, сейчас много свидетельств тому, что один и тот же протеин в разных клетках может давать разные эффекты, и не все из них "нужны". Эволюция вообще не заточена под то, чтобы "срезать все ненужные углы", такого нет. Если угол не мешает, он вполне может остаться, даже если он не служит какой-либо специальной функции - пока он НЕ МЕШАЕТ, он может оставаться.

Впрочем, к силиям конкретно это не имеет отношения, потому что основная функция силий - это все-таки функция "антенны" (в комментах там довольно интересно было между этой теткой (если это тетка, а не опечатка) и kasanosaki) - силии это действительно антенны, которые интегрируют множество приходящих в клетку сигналов, так что они нужны и важны в огромном большинстве органов.

Чему пример - силиопатии. Люди, у которых из-за генетических дефектов дефектные силии, как правило имеют набор симптомов в целой куче органов.

Date: 2021-10-19 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kasanosaki.livejournal.com
Да все просто, у оппонента нет стремления выяснить истину, у него есть стремление закидать какашками собеседника. Потому логики тут нет.

Date: 2021-10-19 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] scholarpunk.livejournal.com
Не, тогда выпадает из-под эволюционнго пресса, то с ним начинает происходить всякая херня, как с вомероназальным человеческим трактом - который, пожалуй, у трети населения только остается - ну и так до тех пор, пока не будет приспособлен эволюцией под какую-нибудь функцию, нвроде перьев для полета, которые первоначально возникли в качестве тетрмоизолятора, или того же меха (кстаи, перья порядок круче - какой меховоймлекопит размами спгвиа втаких учловиях выживет! морске вообще помалу на размеры и жир переходят), коое первончально тактильным сенсором был...

Date: 2021-10-19 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] caenogenesis.livejournal.com
Да нету у человека вомероназального органа. То, что есть - скорее всего нефункциональный рудимент. Гены специфических рецепторов, которые там должны работать (VR1), у приматов псевдогенизированы, кроме, может быть, мышиного лемура какого-нибудь. У обезьян и у человека - точно. Двадцать лет ищут, работающих генов не нашли. Высосанная из пальца проблема.

Date: 2021-10-19 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] scholarpunk.livejournal.com
Про функциональность не скажу. Но шото-там сидтитъ!.. И вот не знаю, мож совсем атрофируется, а мож и приспопсобят для чевонибутть - штобы там вотку паленую прям через прилавок определять, иле гендерквиров в пределах зоны социального дистанцирования распознавать, вот это всё...

Вторичноротые, вон - оне тоже свое время не слишком рады сложившейся ситуации оказались, надо полагать. А щасс всё, будто так и надо.

А Вви Ленина нелюбешти!..
Edited Date: 2021-10-19 08:13 pm (UTC)

Date: 2021-10-19 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] p2004r.livejournal.com
Не обращайте внимание, у нас большинство русскоязычных специалистов (не важно в какой области) вот такого "филологического типа"ТМ.

Граммар nazi фофыкъ!

Date: 2021-10-19 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] scholarpunk.livejournal.com
"Силии" - таки нет такого слова в русским языка!..

Реснички, жгутики (кстати,вот сматртти - нету в русском языке такого бардака с терминологией - соверенно разные вещи!)

А вот эта вот одниночная primary cilium - это как раз первичная ресничка!..

Она же клеточный центр .

А это всё "нихасю, нилублу" - это примерно как на уровне "Шакароп - салат из тонко порезанного лука, томатов и кукумберов"!...

Edited Date: 2021-10-19 02:26 pm (UTC)

Date: 2021-10-19 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ultranomad.livejournal.com
А если есть время и желание подурачиться, можно переделать под тему силий песню Саймона и Гарфункеля: "Oh Cecilia, you're breaking my heart, you're shaking my confidence daily..."

Date: 2021-10-20 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] lawyer-of-lie.livejournal.com
Это к этим ребятам — https://www.youtube.com/c/acapellascience

Date: 2021-10-31 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Семенов (from livejournal.com)
Простите за дилетантскую догадку - а может быть большинство СИЛИЙ это не органеллы, а такая разновидность клеток.
Уж больно их много...

Силии

Date: 2021-10-31 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Семенов (from livejournal.com)
У этих Силий наверное и мембрана есть, или они как-бы из полисахаридов-белков каких-нибудь сделаны. Если мембрана, тогда этот рецептор должен как-то передавать сигнал, а если ПС-Белки это тогда расходный материал - должны быть какие-то энзимы/процессы обновляющие. Типа состарилась Силия- надо ее скушать, чтобы новую вырастить.

Profile

aridmoors: (Default)
aridmoors

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 03:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios