(no subject)
Sep. 24th, 2015 12:48 pmА я в нее пока еще не пришла. Я еще иду. Очень хочу ею заниматься, потому что чувствую, что это мое. Только не всякой наукой, а наукой в Японии.
Было дело, мой японский проф, когда я хотела ехать по Европам, говорил мне:
- Ты что, ты слушай сюда, ты ж ничего не понимаешь! Они там рабы! Им деньги платят! У них никакой свободы, глупый ты человек! Там же капитализм!
На что я (из уважения к профу и вообще в Японии так положено, и мне в общем нравится что так положено) в ответ кивала, внутри будучи с ним абсолютно согласной, потому что он Сенсей, однако в то же время чувствуя, что не все совсем в порядке, потому что в тот конкретный момент у меня не было ни степендии, ни зарплаты, ни вообще каких бы то ни было выплат, ни нормального жилья, мне приходилось днем пахать в лабе, а вечером пахать на подработках, что зароняло в мою неокрепшую психику мысли вроде "у вас какое-то странное определение рабства - человек, которому платят деньги; по-моему все наоборот, раб - это человек, которому деньги не платят".
Сейчас я думаю, господи боже мой, мне все говорили - надо слушать сенсея, сенсей тебе плохого не пожелает, сенсей тебе плохого не посоветует. И где была моя голова!
Сенсей оказался абсолютно прав. Я даже знала, что он прав, но что он ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ прав, я просто не могла себе представить. Дело в том, что японская система очень сильно отличается от европейской, и это решает все. Да, в Европе они действительно рабы. Да, в Европе у них нет свободы. Да, в Европе капитализм и homo homini lupus est, в отличие от Японии. Как?
Научная свобода (возможность делать то исследование, которое тебе нравится, ехать на те конференции, которые тебе нравятся, приходить в лабу в то время и работать в том темпе, который тебе нравится, вообще решать свой научный путь и быть тем балбесом, которыми обычно считают ученых - типа свободная пташка) определяется, как многие догадываются, наличием на эту свободу научных денег. Так вот. В Европе все деньги у профов. В Японии все деньги у народа. Ну не все, но у народа очень много. Выражается это так:
В Японии отсутствует система найма младших научных сотрудников. От слова вообще. Младшие научные сотрудники сами поступают в университет, сами роют копытом землю, добывая себе государственное финансирование, и сами себя финансируют - в абсолютно подавляющем большинстве случаев (я вообще не слышала ни об одном случае, чтоб проф когда-то платил зарплату младшему научному сотруднику). Управление младшими научными сотрудниками, таким образом, осуществляется чисто на научном авторитете и построено на
а) уважении к авторитету профессора
б) страху перед тем, что проф может выгнать (а он может)
в) мудром управлении профа делами лабы (степень мудрости разнится, конечно, но основа именно она, а не зарплата)
То есть, с одной стороны, в сотрудники идут люди, готовые пахать и знающие, что они именно этого хотят, потому что это не цветочки, и во-вторых, профы считают сотрудников не работниками по найму, которые (как мне сказала моя европейская мадам-начальница, "приходят и уходят"), а Учениками, которые продолжат их дело, пойдут по их стопам и так далее - потому что все тут не из-за денег. Денег тут не замешано. То есть в Японии, если можно так выразиться, все еще существует старая-старая, мамонтовская и давно уничтоженная в Европах система менторов. Когда проф - это твой духовный и научный ментор, Сенсей. И он так себя ощущает и чувствует за тебя ответственность.
Но за все это, разумеется, надо платить, в смысле
В Европе все наоборот. Возможности финансирования младших научных сотрудников сильно близки к нулю. Если человек хочет пойти в науку, он ищет "позицию" - т.е. объявление о найме на работу младшим научным сотрудником, и зарплата будет вычитаться не от государства, а из грантовых денег профа. Проф, таким образом, платит сотруднику. И, разумеется, "кто девушку ужинает - тот ее и танцует". Если вам сильно повезет (такое бывает), то вам попадется хороший начальник, не лишенный совести и научного интереса, и он будет к вам мягко относиться. Тем не менее, одно исключено точно: научная свобода. Потому что грант получил проф. Под свою тему. Вот ее-то вы и будете делать. Так, как ему это будет надо. Как раб. И отношение часто такое и бывает - "не нравится - пошел отсюда, на твою зарплату вон очередь стоит за дверью". Или еще хуже - "я тебя уволю". В Японии никто тебя не может уволить, потому что наняло тебя государство и только государство тебя может уволить, а у него (государства) не бывает психов, внезапных критических дней и утренних ссор с супругом, в государстве если что-то делается, то долго, коллективно и через тучу бумаг. Надо ли говорить, насколько это меньше стресса - ну, кто работал со взрывными начальниками, знает.
На более старших уровнях в Европе немного полегче, люди могут получить гранты, но все равно найм профами распространен гораздо больше, чем само-финансирование, по сравнению с Японией. В Японии для профа главное - это вытолкнуть вас в жизнь, чтобы вы стали независимым ученым, способным генерить свои идеи и самостоятельно их финансировать. В Европе профам по большей части (хотя и не всем) все равно, что с вами будет после того, как вы закончите контракт. Максимум они могут согласиться вам рекомендательное письмо написать или ваш грант подправить, ну может там в лабе оставят, пока вы другую работу не найдете. Но они не чувствуют себя Сенсеями, менторами, ответственными за судьбу учеников. Они чувствуют себя менеджерами.
У каждой системы есть свои достоинства и свои недостатки. В Японии люди много жалуются, что их на начальных уровнях бросают без должного руководства, потому что проф говорит "ты свободен, делай что хочешь" - и тут-то молодой сотрудник глубоко зависает и не в состоянии ничего сгенерить. Многие так никогда и не могут, и уходят. В Европе такого гораздо меньше, там людям часто дают конкретный проект (ну, грант же профа, под проект), который надо конкретно делать. В Европе, опять же, сотрудникам платят зарплату, и им надо чисто ходить в лабу и делать проект - в то время как в Японии молодые сотрудники уже с пеленок практически вынуждены заполнять бумаги, писать отчеты и вообще делать всю эту работу, которая требуется от независимого ученого, по получению финансирования и планированию своей личной карьеры. И еще и подрабатывают многие, потому что денег нет. Но зато нет стресса и есть Сенсей. А в Европе сенсея нет, и всем пофигу, а то еще и по голове прилетит.
Чисто из опыта - кому-то удобно в системе европейского типа, где все в рамках обмена, "ты мне деньги - я тебе работу, все честно". Кому-то наоборот, удобно в системе (эээ... азиатского?) азиатского типа, где отношения основаны на понятиях долга, менторства, Ученик-Учитель и т.п.
Will Turner: - Somehow I doubt Jack will consider employment the same as being free.
Lord Cutler Beckett: - Freedom! Jack Sparrow is a dying breed. The world is shrinking. The blank edges of the map filled in. Jack must find his place in the new world or perish.