aridmoors: (Default)
[personal profile] aridmoors
Во многих ключевых областях прорывы остались в далеком прошлом, и идет медленное экстенсивное добирание крох. Человечество стремительно упирается в потолок, и это пугает.

Так ли это?

Во-первых, конечно, надо определиться со словом "прорывы", иначе любое открытие и достижение можно нивелировать, сказав, что это не настоящее достижение. Ваше мнение: что считать прорывом?

Вот вам внизу примеры из моей области. Считайте сами, прорывы это в научной области или нет.

1. В 1873 году был постулирован дифракционный предел, означающий, что из-за присущих свету физических характеристик вы никогда не сможете увидеть через микроскоп объекты меньше определенного размера. Эта идея держалась 100 лет, пока в 1980-х годах не были разработаны первые микроскопы, преодолевающие этот предел. Сегодня существуют десятки различных видов микроскопов, позволяющих вам видеть глазами то, что 100 лет назад увидеть было "физически невозможно": ближнеполевая микроскопия, оптические нано-антенны, NORM, 4Pi, и т.д. и т.п. - и это помимо атомных и электронных микроскопов. 8 октября 2014 года за разработку флуоресцентной микроскопии с супер-разрешением, которая открывает эру "нано-измерения в оптической микроскопии" была присуждена Нобелевская премия.

2. Программирование живой клетки: в 2006 году человечество впервые смогло повернуть время вспять, заставив живую клетку "вспомнить" состояние абсолютной молодости. В 2012 году за технологию стволовых клеток была присуждена Нобелевская премия.

3. Технология создания миллионов копий любой необходимой части ДНК: полимеразная цепная реакция. Разработанная в 1980-х годах, эта реакция сегодня применяется в тысячах и тысячах лабораторий, используется для установления отцовства, в криминалистике, медицинской диагностике, и является основой основ практически любых биологических экспериментов.

4. Методы секвенирования нового поколения. Технологии секвенирования переживают взрыв, прямо сейчас. О том, что это значит (точнее, значило в 2011 году - с тех пор все стало значительно круче!), можно посмотреть здесь (есть русские субтитры). Если словами - то "Цена секвенирования с 1990 по 2010 год упала в 100 миллионов раз. Это примерно так же, как если бы вы заправили машину бензином в 1998-м, подождали до 2011, и теперь могли бы доехать до Юпитера и обратно дважды". Нет, он не преувеличивает. Это реальность.

И это все только малая часть того, что происходит в биологии прямо сейчас. Идут активные разработки прямой манипуляции клеткой, квантификации жизненных процессов (метаболомика, липидомика, протеомика), математической характеристики клеточных процессов (автоматизированная микроскопия), оптогенетики (прямой контроль мозга с помощью света), биоинформатики.

Если это не достижения, что тогда достижения вообще?

Date: 2015-08-17 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] diakin.livejournal.com
А это как?
Биологи из Японии создали искусственную клетку
В 2011 году. И где Нобелевская?
Ну понятно, что она не совсем настоящая ), но все же!

http://gorizontsobytij.ucoz.ru/publ/biologi_iz_japonii_sozdali_iskusstvennuju_kletku/11-1-

Date: 2015-08-17 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] diakin.livejournal.com
Ну а вообще всегда ныли, что все уже открыто до нас, и нам остались только крохи.
Особенно ныли физики в начале ХХ века )))

Date: 2015-08-17 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
2011 это слишком рано для нобелевки. Обычно выдают лет через 10 хотя бы. Просто для того, чтобы оценить, насколько круто то или иное открытие, требуется время. Ну и я так понимаю, что там заседания комитетов всякие тоже должны произойти и так далее. Они же сравнивают сотни и сотни публикаций. И еще, имхо, они не так оценивают, как обычный человек. Для них главный критерий - это насколько данное открытие прокладывает дорогу другим. Стволовые клетки очень четко запустили тысячи других исследований, на основе стволовой технологии там чертова уйма людей начала новые направления. А насколько создание клетки начнет новые направления... я не знаю, я не могу оценить, я не микробиолог, но мне кажется что меньше.
Edited Date: 2015-08-17 11:50 am (UTC)

Date: 2015-08-17 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ircicq.livejournal.com
это в конце XIX в слова Майкельсона:
Наиболее важные фундаментальные законы и явления физической науки уже известны. Эти законы установлены настолько достоверно, что возможность их изменения в связи с новыми открытиями представляется почти невероятной


Сейчас по другому обстоят дела. Физики говорят: "для дальнейших открытий необходим новый ускоритель за 100500 миллиардов долларов".

Date: 2015-08-17 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] diakin.livejournal.com
Да, это скорее знаковое событие, чем практическое.
Создана искусственная клетка способная размножаться. Это же эпохальное событие! И как-то это прошло незамеченным, никакой шумихи в прессе.

Date: 2015-08-17 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] reeders.livejournal.com
имхо это не совсем так.
в частности эффект ГМС -88 год, нобелевка 2007.
недорогой.

в компьютерре была статья ровно на ту же тему с перечислением того что понаделали в технике за последние 30 лет.

Date: 2015-08-17 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] reeders.livejournal.com
http://old.computerra.ru/storage/258431/

Date: 2015-08-17 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Да, с этой точки зрения, наверное, эпохальное. И жалко, что нет шумихи в прессе. Мне нравилось, когда все тащились по космосу и науке, это как-то... позитивно. Сейчас такое публикуют только отдельные издания, и увлечение наукой - не мейнстрим, а больше как хобби для чокнутых, что ли. Как отаку.
Надеюсь, когда будет еще больше фильмов как Iron Man или Стар Трек, у людей будет больше интереса к фантастике и науке в целом. Вообще все-таки интерес к технологиям растет.

Date: 2015-08-17 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
О, прикольно! Спасибо за ссылку

Date: 2015-08-17 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg berezin (from livejournal.com)
Энергетика, сельское хозяйство, двигателестроение.

В этих ключевых и взаимосвязанных областях достигли потолка. Грубо говоря, не будет для растущего населения жратвы и тепла - начнется мор и катаклизмы, которые не купировать биотехом и смартфонами.

Date: 2015-08-17 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика (http://vk.com/video3958979_163123296)

Я биолог. Ничо не могу сказать про энергетику и двигателестроение, однако про сельское хозяйство вы не правы. Современные технологии генной модификации продуктов вкупе с автоматизацией уже делают профессию фермера устаревшей и ненужной. Существует социальный тормоз в виде общественного страха перед ГМО, однако этот тормоз (как вы же сами и пишете) в результате продовльственного кризиса будет снят, как только.
Хотите еще информации? Их есть у меня, я только не уверена, что вы будете это все серьезно читать.

Насчет энергетики обратитесь к энергетикам, я уверена, что им есть, что порассказать.
Edited Date: 2015-08-17 02:00 pm (UTC)

Date: 2015-08-17 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg berezin (from livejournal.com)
Профессия фермера уже лет как 100 устарела, а вот почитать про достижения в с/х было бы любопытно.
Ведь все новшества завязаны, по большому счету, на энергетику? Жидкое топливо для тракторов и удобрения - необходимые условия для широкого использования новых технологий?

Date: 2015-08-17 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vinsenty.livejournal.com
I like this post!

Date: 2015-08-17 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] omega-hyperon.livejournal.com
Где термояд? Без него все достижения биологии ничего не стоят. Ну и на Луне последний раз были почти полвека назад, а если сравнить с прогнозами полувековой давности опять же, то выходит дичайший застой.

Date: 2015-08-17 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] koko-in-china.livejournal.com
Я тоже зашла написать именно это!)

Date: 2015-08-17 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] rbs-vader.livejournal.com
Именно, именно. Просто современная наука очень сложна для большинства, вот и кажется, что ничего не движется. А оно движется, само собой.

Date: 2015-08-17 11:20 pm (UTC)
From: [identity profile] rbs-vader.livejournal.com
Скунсы делают, МИТ свой вариант допиливает. Будет термояд.

Date: 2015-08-18 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] oleg berezin (from livejournal.com)
Давайте забьемся на 1 щелбан - не будет термояда с устойчивым положительным выходом энергии?

Date: 2015-08-18 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] deadmadcat.livejournal.com
По-моему, сейчас как раз в биологии что ни день, то революция.

Date: 2015-08-18 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
//// Без него все достижения биологии ничего не стоят.

В след. раз, когда пойдете в поликлинику, планомерно отклоните все МРТ, генетические и прочие современные анализы. Они же ничего не стоят.

Date: 2015-08-18 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] cdf-easy.livejournal.com
Почему вы так считаете?

Date: 2015-08-18 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg berezin (from livejournal.com)
В 1983-ем году попалась мне в альманахе "Хочу все знать" статья про термояд. Смысл такой, что недолго ждать осталось, году к 2000-му что-нибудь проклюнется. Щас допилим экспериментальные установки, и вот-вот.
Прошло более 30 лет, а ситуация не поменялась - нас ждет светлое будущее, мировое сообщество делает экспериментальную установку, которая вот-вот достигнет, а потом пойдут промышленные.
Поэтому я совершенно спокойно могу спорить насчет термояда - до появления окончательного результата (и не факт, что это будет успех) кто-нибудь из спорщиков точно не доживет.

Date: 2015-08-18 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] cdf-easy.livejournal.com
Т.е. в физике вы не разбираетесь, и доказываете принципиальную невозможность термояда исключительно из того, что за 35 лет его не изобрели, окей.

Date: 2015-08-18 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] omega-hyperon.livejournal.com
И как там проведут все эти анализы без электричества?

Date: 2015-08-18 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] rbs-vader.livejournal.com
На какой срок спорим? А то знаете ж, или эмир умрёт, или ишак...(с)

Date: 2015-08-18 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Куда оно денется в течение вашей жизни, электричество?

Date: 2015-08-19 06:26 am (UTC)
From: [identity profile] oleg berezin (from livejournal.com)
35 лет устроит? если будет мне под 80 - уже достижение :)
В физике я не разбираюсь.
Подхожу с позиций здравого смысла. Те, кто разбираются в физике в 30-40 годах "оседлали" ядерную энергетику - энергия перла и пузырилась сразу.
Термояд не такой - ощущение, что последние 50 лет основное, чем занимаются понимающие в физике, это объяснение, почему не получается. Из чего я, не разбираясь в физике, делаю обывательское предположение, что разбирающиеся ошибаются фундаментально. Косяк зарыт где-то в основе их представлений.
Поэтому на щелбан я могу спорить уверенно.

Date: 2015-08-19 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rbs-vader.livejournal.com
Норм, 10 лет маловато, а 35 в самый раз.

Date: 2015-08-21 12:59 pm (UTC)
gennadydobr: (Default)
From: [personal profile] gennadydobr
Энергетика + сельское хозяйство. Далеко еще до потолка.
В Израиле придуманы, испытаны и доведены до стадии промышленного применения множество энерго и водо сберегающих технологий. Капельное орошение, гидропоника, биологическая борьба с вредителями, выведение новых видов овощей - одни помидоры шерри чего стоят!
Эти технологические разработки продаются сейчас по всему миру, и способны многократно увеличить производство продуктов питания. Про израильских коров, уверенно занимающих первое место в мире по продуктивности, я с скромно умолчу ))

Date: 2015-08-22 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] ain-t-a-writer.livejournal.com
Да что сейчас, вот когда отряд 731 работал, вот там да, каждый день революция. Жаль, что результаты не опубликованы.
ОФФТОП: почему-то поиск не обнаружил 731 в комментариях. Уважаемая хозяйка, Вы такие комментарии удаляете или просто никто не в курсе? Это один из интереснейших вопросов о японской культуре, Ваше мнение было бы очень ценно, особенно как биолога.

Profile

aridmoors: (Default)
aridmoors

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 05:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios