aridmoors: (Default)
[personal profile] aridmoors
Че-то до того интересную новость мне один хороший человек прислал, что прям не могу не прокомментировать.

Типа, производители кока-колы используют клетки абортированных младенцев.

УЖАС, правда?



Клеточная линия HEK-293 (которая упоминается по ссылке) - это просто одна из огромного множества клеточных линий, повседневно используемых во всевозможных исследованиях. В науке в том числе.

Сколько всего существует человеческих клеточных линий? Несколько тысяч.
Их количество постоянно растет. И это прекрасно. Клетки никому никакого вреда не делают, и их культивация принципиально ничем не отличается от культивации домашних растений. Люди не делают никакой катастрофы из того, что японские эстеты каждый день на свой вкус и цвет отрезают ветки домашним бонсаям и заставляют деревья у себя на участке расти в нужную сторону. А растения - это куда более сложные биологические объекты, чем просто клетки.

Что такое клеточная линия, и как выглядит эта ужасная "культивация абортированных останков", о которой кричат по ссылке?
Это выглядит так:
petri dish

Клетки невидимы невооруженным глазом. Если вы хотите их увидеть, вам надо микроскоп. Но и под микроскопом, в общем-то, ничего интересного - просто полупрозрачные кругленькие точечки. Чтобы они росли (точнее, размножались - в размере они особо не могут расти все равно), нужно им наливать в эту тарелочку медиум. Медиум розоватого цвета, поэтому если вы будете искать в гугле petri dish with cells, вы найдете много красивых картинок, в которых заботливый фотограф сфотал все поцветастее, вот так примерно:

cell culture petri dish 300x199

Конечно, это кровь убиенных младенцев!!!

Нет, это не кровь, это медиум, он содержит соли, глюкозу, витамины и аминокислоты. В нем надо держать клетки и регулярно его менять. А пипетка (на мой взгляд - выглядит устрашающе, я вообще с детства всяких таких пипеток боюсь) - это просто способ отмерять количество этого медиума, потому что если на глаз наливать, то будет много сложностей - во-первых, выплеснется, во-вторых, нельзя будет делать трансфекцию, ну и просто учет количеству нельзя вести и вообще.

А перчатки - это, если честно, вообще для красоты. Нахрен там не нужны перчатки. Только в случае работы с какими-то вирусами или особо опасными объектами. Но бывает, что и тогда есть всякие камикадзе, которые все равно без перчаток работают. Ну чтоб по 20 раз на дню не надевать.

Теперь насчет убиенных младенцев. В жуткой статье упоминается клеточная линия HEK-293. Клеточная линия - это далекие "потомки" клеток, которые когда-то были получены из каких-либо тканей. HEK-293 была получена в 70-х годах. Сейчас эту линию культивируют в тарелочках, и никто никаких младенцев для нее не абортирует (естественно!).

То есть эти клетки уже ОЧЕНЬ ДАВНО держат вот в этих тарелочках (если что, клетки размножаются очень часто - каждый день), и то, что сейчас в этих тарелочках в самых разных лабораториях по всему миру - это технически имеет к эмбриону не больше отношения, чем картофельное пюре к дикому предку корнеплода.

Генетически - это другой разговор, но если в него вдаваться, вы сразу узнаете, например, что пекарские дрожжи - это прекрасная генетическая модель человека, на которой абсолютно валидно можно изучать многие процессы, происходящие в человеческом теле; короче, генетически - это другой разговор.

То есть вот... ну что... не знаю, что и сказать. Короче говоря, не верьте всяким страшилкам. Там слишком часто много шума из ничего.

Кстати да. Кому страшно пить кока-колу после всего этого - значете что? Не пейте. Денег сэкономите, и вообще. Особой пользы здоровью она не приносит, так что нафига? Пейте пиво! В нем используется геном микроорганизмов!

Date: 2013-07-11 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
1 Почему медиум красный?
2 Почему клетки размножаются бесконечно, они раковые? Как там теломеры?
Это каша из клеток или они постоянно пытаются организоваться в эмбрион? Если нет, то почему?

Date: 2013-07-11 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Потому что в нем находится кислотно-основный индикатор phenol red. Ну типа как на химии же полосочками кислотность проверяли? Ну вот.

клетки могут размножаться бесконечно по разным причинам - иногда их специально для этой цели модифицируют (в одном из моих предыдущих постов есть упоминание hTERT, это оно), иногда их растили в специальных условиях, и они по неизвестной причине стали мочь бесконечно размножаться, а иногда они стволовые. Теломеры - см. hTERT.

Это каша из клеток. Нет, они не могут организоваться в эмбрион. Потому что в эмбрион может организоваться только самая первая клетка, а потом они дифференцируются и уже ничо не получится. Клетки печени - это клетки печени, обратно они сами не могут. Именно поэтому надо целенаправленно изготавливать стволовые клетки, сами они произвольно в это состояние не впадают.

Date: 2013-07-11 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] jescid.livejournal.com
Это просто бизнес-технология, одна из тех, что делает кока-колу дерьмом, реально вредным для здоровья. Передоз аспартама — это ещё цветочки.
К сожалеию автор поста не понимает зачемм собственно коке нужна HEK-293 (их вообще-то в конечный продукт не кладут :))

Date: 2013-07-11 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
http://www.snopes.com/politics/medical/pepsi.asp

Date: 2013-07-11 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] jescid.livejournal.com
Ну вот и молодец, что уже и сами начали искать о том, зачем эта линия нужна.
«Senomyx uses HEK 293 in its flavor ingredient development efforts» — ещё немного погуглите.

Date: 2013-07-11 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
А свысока говорить и быть убежденным, что все кругом дураки - это у вас не баг, это такая фича?

Date: 2013-07-11 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] vvz.livejournal.com
Тссс... Это фенотип такой. Высоко летает, остро реагирует на ключевые слова и производит много... Рекомендую наблюдать, но не вступать в контакт.

Date: 2013-07-11 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] cu.livejournal.com
Я, кстати, находил такие же упоротые комментарии этого существа и на тему ислама(и востоковедения вообще), сейчас не предоставлю ссылок, было это в восьмом-девятом году, и спорило оно с известными востоковедами.

Date: 2013-07-11 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com
Бггг.
Бизнес-технология - может ли быть что-то ужаснее этого?
(deleted comment)

Date: 2013-07-11 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Сегодня есть время. Задавайте.

Про журнал у меня появилась идея, я захотела ее попробовать. Если сработает - буду продолжать вести.
(deleted comment)

Date: 2013-07-11 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Наверное во входящие.
(deleted comment)

Date: 2013-07-11 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] jescid.livejournal.com
1. HEK-293 не кладут в конечный продукт
2. их используют для «теста» его токсичности, который на клетках in-vitro ничего не говорит, потому что тестировать те же нейротоксины на клеточной культуре (а аспартам в больших количествах собственно и есть нейротоксин) — это элементарное жульничество, подаваемое общественности как наука™

Date: 2013-07-11 09:07 am (UTC)
eldhenn: (Default)
From: [personal profile] eldhenn
>пекарские дрожжи - это прекрасная генетическая модель человека

Уууу. Какая тема пропадает! Это же целый сюжет для ren-tv!

Date: 2013-07-11 09:33 am (UTC)
eldhenn: (Default)
From: [personal profile] eldhenn
Сенсация! Люди произошли от дрожжей!
ШОК! Инопланетяне вывели дрожжи из человеческих эмбрионов, и теперь используют их в кока-коле!

Date: 2013-07-11 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] zuka.livejournal.com
Это интересно и почему-то смешно

Date: 2013-07-11 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Да. Мне тоже как-то так кажется)

Date: 2013-07-11 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] vvz.livejournal.com
Как, уже кока-кола? В прошлом году же была Пепси с HEK293? ;-)

По поводу же ненужных перчаток при работе с клеточными линиями, простите, коллега, но Вы глубоко не правы (или я Вас неверно прочитал).

Date: 2013-07-11 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Ну, я знаю, что в Америке ходят злобные проверяльщики, которые проверяют все на соответствие стандартам. Знаю также, что в этой же Америке есть люди, которые ругаются и говорят, что они сами будут выбирать, чем себя травить и вообще, они работают аккуратно и если что-то разольют, то сразу увидят и вся эта безопасность - фигня. Ну и про то, что клетки разные бывают, раковые, не раковые, зараженные вирусами и все прочее... ну и контаминэйшн опять же... но все равно много народу работает без перчаток. Надо или не надо - это вопрос по факту получается личный в каждом конкретном случае, в зависимости от того, кто работает, с чем работает, как работает. Я лично не хочу с хилыми клетками (HeLa в смысле) работать без перчаток. Но у меня конкретно в лабе все это делают без перчаток. Включая пугливых американцев.
А вы случайно не начальник департамента контроля за безопасностью лабораторий? ;)

Date: 2013-07-11 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] vvz.livejournal.com
Нет, я ученый, который достаточно настрадался от зараженных клеток, от клеток неизвестной природы и от микоплазмы ;-( Мне хочется наивно знать, с чем я работаю. Где тут LNCaP, а где 1321N.
С HeLa не люблю работать именно по этой причине: слишком много линий слишком изменены или вообще не хиляют ;-)

А потом плавки пропадают результаты невоспроизводятся.

Date: 2013-07-11 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
А, ну это да. Ну кого-то такие вещи не так сильно интересуют. Кто с AFM работает, например. Зависит от цели.

Date: 2013-07-11 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vvz.livejournal.com
Повторюсь: а потом результаты невоспроизводятся. Потому что одни работали на одной клеточной линии, а другие на HeLa, на которой было написано что-то ещё. И от метода это, к сожалению, мало зависит :-(

Кроме того (говорю про нас: большое открытое пространство, множество культуральных комнат, сообщающихся друг с другом): sterility is the factor of sloppiest group member's work. Хватает одного заражения, чтобы всем досталось.
В одной из моих старых лабораторий некий постдок растил дрожжи в общей культуральной комнате, в отдельном изолированном инкубаторе. Не уберёг. Вначале все нервно по одиночке пытались понять, что происходит, потом ещё более нервно обсуждали, что у всех всё плохо, потом пришлось всё выкидывать из всех инкубаторов и чистить-чистить-чистить...

В общем, в отношении культур клеток "мой диагноз - паранойя".

Date: 2013-07-11 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Ну да, могу представить. Но у меня случай прямо противоположный. У меня AFMная лаба. Эй-э-фэмщики рассматривают ДНК и РНК на абсолютно пустых пластинах, интересуясь исключительно формой этих конкретных молекул. Поэтому абсолютно пофигу, что и чем там заражено, результаты не изменятся - ДНК она и в Африке ДНК, тем более, когда ее ото всей клетки ободрали.
Ну и вообще у нас не часто происходит контаминэйшн, максимум раз в год. Лаба маленькая, а дрожжей вообще нет.

Но истории про "а потом пришлось всем всё выкидывать" я слышу регулярно от других. Мне казалось, это неизбежно с той или иной частотой, нет? Приходят же студенты все время, они же проливают, таскают грязь, пренебрегают... это же никакими мерами не победить. Можно снизить, но совсем... это как аварии на дорогах свести к абсолютному нулю.

Date: 2013-07-11 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] vvz.livejournal.com
У вас явно вырожденный случай :-) И то, если бы Вы смотрели на хромосомы, я бы был более внимательным. А то нашли тут недавно в клеточной линии рака груди Y хромосому :-)

Всем всё выкидывать - нет, такое случалось в моём опыте только однажды. Обычно хватает дезинфекции одного инкубатора и выкидывания одной-двух линий. За студентами следить надо, пока нет уверенности, что они не усвоили технику безопасности (сам был студентом - много чего напортачил, помню).

Date: 2013-07-11 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
зачем они пихают эти клетки в еду? это вкусно что ли?
даже если это клетки, которые выращены в пробирке - это еще больше противно.

Date: 2013-07-11 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] aridmoors.livejournal.com
Они не пихают в еду. Они используют для исследований. Тоже кстати показательно - все читают и думают - "они пихают их в еду". А там просто слово "используют". Как используют, для чего используют...

Date: 2013-07-11 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] jescid.livejournal.com
Если их бы «пихали в еду», оно ещё куда менее ужасно, чем передоз нейротоксинов, который вы получаете употребляя коку, пепси или какой другой современный синтетический продукт.

Date: 2013-07-11 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] cu.livejournal.com
О, я тут как раз ем булочки с ванилином, причём я уверен, что он синтетический. Расскажите про опасность, пожалуйста.

Date: 2013-07-12 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] knyasa-o.livejournal.com
почему сразу Мы?
а вы, нет?

Date: 2013-07-12 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] locutus-feles.livejournal.com
В вы будете ещё писать про образование, про Японию и Россию, а не только про биологию, маркеры, гены и прочее? Есть у меня знакомый иммунолог, но кроме имуннологии она ещё и мультиспортом занимается...

Profile

aridmoors: (Default)
aridmoors

January 2026

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 09:06 am
Powered by Dreamwidth Studios